По предложению председателя Сахалинского областного суда Михаила Короля «гостем номера» судейского журнала «Сахалинская Фемида» впервые стал член Совета ФПА РФ, президент Сахалинской адвокатской палаты (САП) Максим Белянин. В частности, он рассказал о взаимодействии САП с судебной системой. Приводим текст данной статьи.
На мой взгляд, взаимодействие судебной системы с участниками судопроизводства четко регламентировано процессуальными кодексами.
Одна из первых форм взаимодействия – это участие адвоката в отправлении правосудия на стадии судебного производства. В соответствии с ч. 3 ст. 50 УПК РФ в случае неявки приглашенного защитника в течение пяти суток со дня заявления ходатайства о приглашении защитника дознаватель, следователь или суд вправе предложить подозреваемому, обвиняемому пригласить другого защитника, а в случае его отказа – принять меры по назначению защитника согласно принятому Советом ФПА РФ 5 октября 2017 г. Порядку назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве.
В САП такой порядок действует с 2013 г., а 26 августа 2015 г.1 принято Положение об оказании юридической помощи адвокатами САП по назначению органов дознания, следствия и суда, обязательное для исполнения всеми адвокатами области. Если предполагается сотрудничество адвокатского сообщества и судебной системы, при котором стороны взаимно придерживаются порядка, установленного полномочным на то органом и закрепленного на законодательном уровне – в УПК РФ, возможно избежать проблем с приглашением адвокатов в судебный процесс и обеспечить независимость адвокатов.
В настоящее время практически все судьи Сахалинской области придерживаются указанного порядка, и фактов срывов судебных процессов по причине ненаправления адвокатов по заявке, оформленной судом в соответствующий срок, не имеется. В то же время были случаи, когда суд назначал своим решением конкретного адвоката (не участвовавшего на предварительном следствии), игнорируя Положение САП. При такой ситуации назначенный адвокат обязан сообщить о подобном нарушении координатору САП, который направит в суд дежурного адвоката, а не того, кого указал судья в своем определении.
Следующая форма взаимодействия судебной системы и адвокатуры вытекает из положения п. 1 ст. 20 Кодекса профессиональной этики адвоката: поводом для возбуждения дисциплинарного производства является обращение суда (судьи), рассматривающего дело, в адрес адвокатской палаты. Это может быть как частное постановление в отношении адвоката, так и информационное письмо. По каждому такому обращению выносится распоряжение президентом палаты о возбуждении дисциплинарного производства в отношении адвоката либо об отказе в возбуждении такового. Президент палаты при принятии решения обязан руководствоваться подп. 7 п. 2 ст. 20 КПЭА, согласно которому жалоба, представление, обращение признаются допустимыми поводами к возбуждению дисциплинарного производства, если они поданы в письменной форме и в них указаны обстоятельства, на которых лицо, обратившееся с жалобой, представлением, обращением, основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
Немало рабочих моментов связывает адвокатуру с судебной системой, и во многих интересы сторон совпадают. Вряд ли можно предположить, что судебная система не заинтересована в грамотных, постоянно повышающих свою квалификацию адвокатах. Так, в этом году наша палата столкнулась с необходимостью проведения учебного процесса в зале судебного заседания. В связи с этим на просьбу Совета САП о предоставлении зала судебного заседания для проведения занятий по повышению квалификации адвокатов руководство Сахалинского областного суда сразу же ответило согласием.
27 и 28 мая 2017 г. состоялось очередное профессиональное повышение знаний адвокатов на тему «Навыки эффективной работы адвоката в суде присяжных». Занятия проводили столичные преподаватели – адвокат АП г. Москвы, советник ФПА РФ, доцент кафедры уголовно-процессуального права МГЮА им. О.Е. Кутафина Сергей Насонов и адвокат АП Московской области, доцент кафедры уголовно-процессуального права МГЮА им. О.Е. Кутафина Татьяна Максимова.
В первый день обучение осуществлялось в здании Сахалинского областного суда. Это место выбрали не случайно. Избранная форма обучения в виде игры была максимально приближена к реальному судебному процессу, проводимому с участием присяжных заседателей. Руководство Сахалинского областного суда предоставило в распоряжение адвокатов недавно отремонтированный уютный зал судебных заседаний на весь субботний день.
Не могу не упомянуть о проекте Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, опубликованном Минюстом России в октябре 2017 г. Главной идеей документа является то, что представительство в суде должно стать профессиональным, и такие профессионалы будут объединены на базе адвокатуре. В целом Концепция получила поддержку адвокатского сообщества при определенных доработках в деталях. Учет высшего юридического образования, стажа работы, прием в адвокатуру на основе результатов квалификационного экзамена, обязанность постоянно совершенствовать свои знания, соблюдение корпоративной этики – все это должно привести к повышению профессионализма судебного представительства, что в свою очередь не сможет не отразиться на работе всего судейского корпуса.
Во многих вопросах в отношениях Сахалинской адвокатской палаты и судебной системы удалось прийти к консенсусу, но и нерешенных остается немало. Так, например, пока не разрешен вопрос о назначении судами адвокатов наряду с адвокатами по соглашению. Соответствующее Решение Совета ФПА РФ от 27 сентября 2013 г. регламентирует, что адвокат в соответствии с правилами профессиональной этики не вправе принимать поручение на защиту против воли подсудимого и навязывать ему свою помощь в суде в качестве защитника по назначению, если в процессе участвует защитник, осуществляющий свои полномочия по соглашению с доверителем.
В соответствии с подп. 4 п. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат обязан исполнять решения органов ФПА РФ. Желание судей ввести в дело адвоката по назначению может быть продиктовано ускорением рассмотрения дела, но не стоит забывать, что адвокат (как по назначению, так и по соглашению) должен соблюдать Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, принятый VIII Всероссийским съездом адвокатов 20 апреля 2017 г. Поэтому такое назначение при добросовестном исполнении адвокатом своих обязанностей не сможет ускорить рассмотрение дела в суде.
Нерешенной остается еще одна проблема – о своевременном вынесении постановлений судьями о вознаграждении адвокатов. Оплата по делам, связанным с назначением, в настоящее время является для многих адвокатов единственным источником дохода адвокатов в районах Сахалинской области, и эта сумма несоизмеримо меньше, чем среднестатистическая заработная плата по области. При этом адвокаты не имеют права на оплачиваемый отпуск, социальных гарантий и приравнены к самозанятой части населения нашей страны.
Однако, несмотря на некоторые сложности взаимоотношений адвокатуры с судебной системой, адвокатское сообщество, придерживаясь своих принципиальных позиций, готово к взаимодействию с судебным корпусом, надеясь на обоюдное движение в данном направлении.
1 21 декабря 2017 г. Решением Совета САП утверждены Региональные правила назначения адвокатов в качестве защитника в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве.
Источник публикации: Сахалинская Фемида. 2017. № 2 (13).